Я издал свой первый альбом в 2006 году на немецком лейбле raster-noton, он называется Stabil.
- Когда ты начал заниматься музыкой? Что было в твоей музыкальной жизни до релиза на raster-noton?
С 16 лет я играл на гитаре в разных поп и рок группах. Примерно в 2000 году я начал экспериментировать с кое-какими инструментами, в основном это были семплеры, и начал создавать собственные треки.
Я встретил Карстена Николаи 5 лет назад, когда мы вместе работали в одном архитектурном учреждении в Берлине. Тогда мы начали вместе работать в этой сфере, он как артист, я как архитектор. Затем мы работали вместе над некоторыми его инсталляциями. Это было началом нашего творческого сотрудничества, которое, как вы видите, началось не с музыки.
Через некоторое время Олаф Бендер услышал 2 трека, над которыми я работал в то время, он сказал, чтобы я продолжал в этом же направлении. Они с Карстеном увидели в этой музыке возможность расширить музыкальный диапазон лейбла. Спустя 3 года, я выпустил альбом Stabil.
- Без сомнения, Stabil - очень удачный альбом. Электроника здесь жива и романтична... Ты работаешь над чем-то новым сейчас? Когда нам ждать новый альбом?
Я сейчас заканчиваю новый альбом, это очень интересный процесс для меня. Он должен выйти на raster-noton в марте, и думаю, многих сильно удивит.
Процесс создания музыки для меня очень долог, я должен перебрать тысячу версий одного трека, перед тем, как понять, в каком направлении хочу двигаться. Создание Stabil заняло около 3-х лет, поэтому думаю, что моя работа более эффективна сейчас.
- Ты любишь играть свою музыку «в живую»? Как это обычно выглядит, импровизируешь?
Возможность играть лайвы - это главная причина, по которой я пишу музыку. Там я могу выразить все чувства, электронная музыка требует живой игры, также как и рок музыка.
Я всегда стремлюсь к разнообразию в своих выступлениях, у меня есть компьютер, но также я использую аналоговые синтезаторы, миди контроллеры, пэд-контроллеры и т.д... Недавно я даже играл на гитаре.
Все это дает мне много больше свободы, несмотря на то, что выступление становится более рискованно и хаотично иногда.
В будущем мне хотелось бы придумать что-то новое для своих лайвов, найти новые способы игры на сцене…
- Ты планируешь каким-то образом усовершенствовать свои живые выступления? Хотелось бы привнести что-то новое, что не делал еще никто?
Все еще очень широким остается пространство для выбора новых форм живых выступлений. Я хотел бы использовать больше всевозможных инструментов на сцене, но я могу использовать только единственную железку в одно и то же время, при этом всегда возникает один вопрос насчет интерфейса человек-техника: путь взаимодействия со звуковым оборудованием интересен для аудитории, или он действительно приносит что-то в музыку?
Все равно, существует серьезное техническое ограничение: я могу взять только 20-23 килограмма при обычном перелете, иначе мне нужно собрать группу и арендовать автобус для организации тура. Я должен искать правильный баланс, так как я ограничен в том, что я могу взять с собой.
У меня есть несколько идей относительно тура в поддержку нового альбома, но все пока в разработке...
- Я видел видео записи твоих выступлений. На заднем плане у тебя почти всегда одна и та же видео инсталляция - оживленная картинка с обложки диска. Расскажи, пожалуйста, подробнее, кто ее автор и кто управляет видеорядом на твоих выступлениях?
Это программа, написанная в среде max/msp моим другом Nibo, он также придумал и осуществил дизайн обложки для Stabil, как и для множества других релизов raster-noton.
Nibo сделал все как отдельное приложение, поэтому все, что мне нужно - это запустить его на компьютере во время выступления и картинка реагирует на изменения звука, она, по сути, определенный вид графического анализатора звука.
- Как тебе атмосфера внутри лейбла raster-noton? Она повлияла на тебя, когда ты оказался среди этих людей?
Я почувствовал себя частью семьи, особенно когда мы были в недавнем туре по Японии, куда ездили Olaf Bender, Frank Bretschneider, Carsten Nicolai, Pomassl и Nibo, мы играли в трех городах - osaka, kyoto и tokyo. Это была одна из самых загруженных недель.
Каждый из нас - личность, у каждого уникальный внутренний мир, все мы разного возраста, из разных стран, разного происхождения. Но все это составляет динамику нашего коллектива, которая движет во время концертов, конечно же, я зарядился этой энергией.
- Нам известно, что помимо музыки ты занимаешься и другими видами творчества... Расскажи о других своих видах деятельности.
Несмотря на то, что сейчас я полностью занят созданием музыки и живыми выступлениями, разные виды творчества, такие как архитектура, занимают большую часть в моей жизни. Из-за того, что изначально я являюсь архитектором, многие люди спрашивают, как я могу совмещать архитектуру и музыку, но у меня до сих пор нет определенного ответа на этот вопрос.
Конечно, архитектура и искусство имеют очень много общего в разных аспектах, это не раз высказывалось такими людьми как Pierre Henry и Stockhausen.
Для меня одним из самых интересных направлений является взаимодействие музыкальной композиции и архитектуры через абстрактные понятия или математические правила, один из самых выдающихся примеров - союз Xenakis и LeCorbusier...
Но все равно на первом месте для меня всегда стоит музыка, для меня она более чувственна, она проста и абстрактна… Мне, обычно, не надо тщательно продумывать структуру перед ее созданием.
- Каким ты видишь будущее электронной музыки? Есть ли оно вообще?
Конечно, у электронной музыки есть будущее, дело только в том, где устанавливаются границы понятия "электронная". В настоящее время даже самые консервативные рок музыканты используют разные цифровые устройства в процессе записи и создания музыки.
Не важно, какой инструмент ты используешь, будь то средневековая арфа, микрофон или компьютер, важна музыка как результат.
Я верю в смешение разных музыкальных элементов, это всегда дает почву для исследований, когда соединяешь воедино разные элементы вместе.
- Сейчас очень много музыкантов со всех концов света, выкладывающих свои треки в интернет на нет-лейблах и всевозможных сайтах. В этой ситуации создается перенасыщение музыкой, причем зачастую даже «звуковым мусором»…
Я слышал сотни очень хороших альбомов, изданных нет-лейблами. Да, сейчас очень много выпускается разной музыки, гораздо больше, чем было когда-либо прежде. Вследствие развития технологий, каждый может достать взломанные профессиональные программы, устанавливать их на домашние компьютеры и создавать музыку с довольно-таки хорошим качеством звука, а потом выкладывать это на myspace и подобные сайты.
Что сейчас происходит в музыке, то же происходит и во многих медиа отраслях - это повсеместная дигитализация, множество материала создается для широкого круга пользователей, а не только специалистов и профессионалов. Потому что каждый имеет доступ к технологиям, каждый часть системы и может внести свой вклад в искусство...
- Тебе известно что-либо о музыке из нашей страны? Хотел бы приехать к нам?
Я знаю несколько российских электронных музыкантов, таких как Иван Павлов (а.к.а COH), его невероятная музыка издается на том же raster-noton. Или Fizzarum, Alexandroid и т.д...
Я думаю, что у России очень богатая история электронной музыки, возможно, потому что российские инженеры были среди первых, кто создавал инновационные синтезаторы, такие как Терменвокс.
Да, я был бы рад посетить Россию, просто пока не подвернулось случая, думаю, что это вопрос времени...
- О чем ты мечтаешь?
Я часто думаю о том, какая будет музыка, скажем, лет через 20...
- Kangding Ray
november '07